?

Log in

No account? Create an account
Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком: как?" - Читающая кошка

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация

Март 5, 2013


Previous Entry Поделиться Next Entry
09:25 am - Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком: как?"
Исключительно мое впечатление от книги.
Очень просто изложенный обыкновенный тренинг по конфликтам, но с огромным количеством примеров про детей и вообще в переложении на детей. Забавно читать то, что ты сама рассказываешь про взаимодействие руководитель-подчиненный в преломлении родитель/ребенок :)
Про возраст - можно, конечно, почитать и сейчас (2,5 года), есть там полезные мысли, но вообще книжка для родителей более взрослых людей, конечно.
Также эта книжка излечила меня от заблуждения, что мое психологическое образование что-то дает мне в воспитании ребенка. Только какой-то минимум, так что нечего задирать нос перед Гиппенрейтер - вполне хороший для меня, простейший уровень.
На память - основные идеи книги. Честно говоря, применять их не то чтобы легко, но я бы не сказала, что запредельно сложно (ребенок-то у меня еще очень маленький!), так что вполне можно попробовать.
Шрифтом выделила то, что мне лично для себя показалось важным.

  1. Основное, наверное. Обнимать ребенка как можно чаще, не реже 8 раз в день, постоянно говорить ему, что он хороший, дорог вам, любим и нужен - ПРИНЯТИЕ.

  2. 4 результата учения: знание/умение; тренировка способности учения; эмоциональный след от процесса; след на отношениях с мамой.

  3. Не вмешиваться в то, что ребенок может делать сам

  4. Как можно больше делать вместе того, что он еще не может делать сам (для увеличения зоны ближайшего развития)

  5. Использовать внешние средства - напоминалки и т.п.

  6. Плыть по течению - т.е. не навязывать ребенку то, что надо делать, а подстраиваться под его интересы, вплетать полезное в то, что ему интересно.

  7. Активное слушание. Применяется в ситуации, когда у ребенко сильное переживание, цель - просто понимание, ничего этим не добиваемся. Его условия: 1) лицом к лицу, на одной высоте; 2) не задаем вопросов, утвердительные предложения; 3) пауза, даем ребенку сказать 4) обозначаем, озвучиваем эмоцию, чувство ребенка

  8. Я-сообщение. Применяется, когда эмоции у родителя

  9. Структура работы с конфликтом: 1) Прояснение ситуации 2) Сбор предложений; 3) оценка и выбор альтернатив 4) Детализация 5) выполнение

  10. 4 зоны правил: зеленая - делает сам; желтая - делает сам с ограничениями; оранжевая - можно в исключительных случаях; красная - нельзя никогда.

  11. Наказание - лишение хорошего, а не делание плохого. Не из нуля в минус, а из плюса в ноль.

  12. Безоценочная похвала, через описание своих эмоций.


(7 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:irsam
Date:Март 5, 2013 11:26 am
(Link)
О, так 4 зоны правил - это Гиппенрейтер? А то я все вспоминала, у кого же я это прочла?
Рекомендую для закрепления еще через пару месяцев почитать Фабер, Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили". Для меня в этой книжке самым полезным были краткие резюме каждой главы и фишечки вроде записок вместо ора.
Ну и про привязанность и принятие - Ньюфелд "Не упускайте своих детей".
[User Picture]
From:offic_elle
Date:Март 6, 2013 05:46 am
(Link)
Спасибо!
Фабер и ко стоят в плане, было четкое ощущение, что про слушание надо читать не тут, а там (уж очень многие мне про эту книжку говорили:))

А про 4 зоны правил - Гип-р пишет "один американский психолог", а имя не говорит :)
[User Picture]
From:irsam
Date:Март 6, 2013 08:50 am
(Link)
Значит я возможно не только у нее видела это разделение на зоны правил.
[User Picture]
From:mirabe11a
Date:Март 6, 2013 06:03 am
(Link)
Хорошая книжка.
п.4 меня очень радует, что ребенок научился говорить "Давай вместе", если что-то боится, стесняется или не получается. У меня прям эти слова как бальзам на раны :)

п.6 Очень хорошо работает. Нашего интересуют одни машины. Вот через них мы все изучаем. И счет, и цвета, и больше-меньше, и много-много всего. Главное мотивация есть, а что изучать всегда можно подстроить. Вот создать мотивацию на пустом месте сложно.

Для меня 7 и 8 это самое сложное. Еще со слушанием ладно, пока мож рановато. Но постоянно ловлю себя на фразах типа "Мама очень расстроилась из-за того, что ТЫ <что-то там не делаешь или делаешь>". Надо еще раз перечитать эти главы.

п.10 я как-то по другому поняла. Зеленая - можно (не обязательно сам, можно всей семьей, просто можно)
[User Picture]
From:offic_elle
Date:Март 6, 2013 06:12 am
(Link)
Вот бы мне найти что-то вроде такого, как ваши машинки найти! Думаю, надо бы просто понаблюдать за своим собственным ребенком :)

Про слушание - я пока не разобралась, но была пара-пятерка случаев, когда мне показалось, что в этом что-то есть, и что-то серьезное (нам 2 и 7, как и вам, если не ошибаюсь). Пока - не разобралась, но делаю.

Про Я-сообщения - у меня немножко не так. Я вообще почти никогда не говорю про чувства свои, просто в какой-то момент взрываюсь. Для меня это совсем новое. А "тяни-толкаев" (я ..., потому что ты ...) я не употребляю, у меня на них аллергия. Меня мама вообще, по-моему, никогда не ругала, а вот заболеть, потому что я что-то плохое сделала - могла. Расстроиться, потому что про меня на собрании в школе что-то не то сказали... Короче, у меня такая реакция на мамино огорчение (чувство вины размером с паровоз, если быть точной), что я не хочу навешивать это на ребенка. Не знаю, как буду делать, но буду все-таки пробовать говорить о чувствах, наверное...

п.10 меня как-то вообще не парил почему-то :)
[User Picture]
From:mirabe11a
Date:Март 6, 2013 06:20 am
(Link)
Во-во, я как раз про тяни-толкаи. У меня они прям непроизвольно выскакивают. Мне потом стыдно, но в момент эмоций они опять лезут. Прям на уровне простейшей логики у меня заложены. Видимо со мной как раз так говорили, хотя я не помню примеров.


Меня п.10 интересует в разрезе всей семьи. Ну, чтобы не было такого, что мама не разрешает, а бабушка разрешает. По крайней мере минимизировать такие случаи, совсем уж их не убрать.
[User Picture]
From:offic_elle
Date:Март 6, 2013 06:37 am
(Link)
У меня в момент эмоций руки отшлепать тянутся, вот это жуть :***( Но тяни-толкая тоже жуть, реально...
Я себе на пару вещей блоки поставила - еще до родов - на тяни-толкаи эти и на оценку ребенка "ты плохая" и практически никогда не делаю. Ну почему я себя на все остальное не запрограммировала?????
Оценочность вылезла в позитивных оценках, про шлепки вообще молчу...

*программирование - просто оборот речи, ни о каких спец.техниках речи не идет! :)

> Go to Top
LiveJournal.com